photomatika (photomatika) wrote,
photomatika
photomatika

Старообрядческая Церковь Воздвижения Креста Господня

Сегодня мы продолжим тему русской старообрядческой православной церкви. Из Рогожской слободы поповцев мы перенесемся на северо-восток столицы - в Преображенскую старообрядческую монастырскую общину старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия, возле Преображенского кладбища.

Беспоповский толк старообрядчества возник позднее поповского — с конца XVII в. Из семи таинств Православной Церкви беспоповцы за отсутствием священников удержали всего три — крещение, покаяние и причащение, но и они были несколько изменены. По вопросу о приемлемости таинства брака беспоповцы впоследствии раскололись на брачные и безбрачные секты. Рогожскому кладбищу подчинялось Поволжье, а также охваченный поповщиной северо-восток России — Заволжье и Вологодская область. Беспоповцы же были связаны, в основном, с Новгородской и Псковской областями, а также с русским северо-западом.





Община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы: старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Преображенской заставой для организации кладбища. Общину возле кладбища основал купец И. А. Ковылин. В начале XIX века построены корпуса мужской и женской обителей, разделённых дорогой к кладбищу; в женской располагался богадельный дом (ныне общине принадлежит только женская часть).



В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь на территории женской обители (богадельного дома). Предположительно авторами её проекта были В.И. Баженов или М.Ф. Казаков, однако точные данные в настоящее время отсутствуют. Храм выстроен без алтарной абсиды, так как федосеевцы не имеют литургии.

В 1920-е годы все федосеевские моленные были закрыты. Многие церковные ценности были перенесены в Крестовоздвиженский храм. Сам храм за всё время своего существования ни разу не закрывался. И по сей день Преображенская община живет тихо и незаметно посреди огромного, шумного города, относясь с большой настороженностью ко всем посторонним.



Здание церкви Воздвижения Креста Господня возведена по канонам старообрядческой церкви «Федосеевского» старопоморского согласия. Каменный собор состоит из трёх объёмов – храм, трапезная и колокольня (с северной стороны колокольни пристроена поздняя одноэтажная пристройка). Каждый угол объёмов поддержан выступающим рустом.

Венчающий карниз храмовой части и колокольни на одной высотной отметке, идентичен, имеет единое художественное восприятие. Венчающий карниз трапезной части церкви значительно ниже, так же имеет развитые пропорции с иным рисунком, схожим со служебными и жилыми строениями общего архитектурного ансамбля. От него, центральной частью профиля, карниз распространяется на храмовый объём и колокольню, формируя межярусный пояс.



Фасады храма выстроены по классической форме, делятся на три нефа, с двумя лопатками. Южный и северный фасады идентичны. Нижний ярус, в центральном нефе расположен портал со входом в храм. По бокам расположены вертикально вытянутые оконные проёмы с килевидными закомарными наличниками. Чуть в меньших пропорциях оконные проёмы с наличниками расположены и в уровне второго яруса, сцентрованные по оси над нижними окнами и входом в храм. Под каждым окном расположен белокаменный подоконник.



Южный и северный фасады трапезной так же имеют одинаковую трактовку. Фасады по центру разделены пилястрой, на каждом фасаде по четыре оконных проёма, по два в сторону от центральной пилястры. Оформление и размеры оконных проёмов идентичны храмовым, в нижнем ярусе.



Нижний ярус колокольни имеет с трёх сторон входные арки, углы которых поддержаны угловым рустом, на сегодняшний момент заложены. В западной арке встроен дверной блок. Каждая фасадная сторона второго яруса колокольни имеет по два оконных проёма, оформленные наличником с белокаменным фронтоном и подоконником. На четверик, нижних ярусов колокольни, установлен объём восьмерика , он же является ярусом звона. Объём восьмерика оформлен профилируемыми арочными проёмами на столбах и развитым венчающим карнизом, поддерживающим свод с барабаном и куполом.



Храм строился холодным, ныне внутреннее пространство храма отапливается в зимний период. Первоначальное внутреннее убранство утрачено в период закрытия церкви, но стараниями старообрядческой общины, внутреннее убранство храма формируется из старых икон и уникальных церковных предметов.
Строение церкви является центральным строительным и духовным центром единого архитектурного комплекса Преображенской старообрядческой общины, построенного в один строительный период.





Tags: moscow, russia, Москва, Россия, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments